Скульптурные надгробия рыцарской эпохи

Надгробные памятники различных эпох имели свои отличительные черты. Одной из особенностей средневековой Европы стали скульптурные надгробия. Для обозначения скульптурной группы, оформленной как надгробие, есть специальный термин — «эффигия». Такие ритуальные скульптуры ставились на могиле высокопоставленных государственных деятелей и землевладельцев – рыцарей, придворных и, конечно, монархов.Скульптурные надгробия изготавливались из дерева или камня. Обычно это была статуя умершего человека, выполненная в натуральном размере, однако встречаются эффиги и в форме бюста.

Фигуры людей в надмогильной композиции располагались произвольно – в лежащем, стоящем или коленопреклоненном виде.Чаще всего эффигии были частью мемориального комплекса, в котором находилось семейное захоронение или рыцарская усыпальница. Примером рыцарской усыпальницы может служить церковь Темпла в Лондоне. Именно из Англии в 14 веке традиция ставить на могиле скульптурное надгробие разошлась по всей Западной Европе.

Что можно узнать по скульптурному надгробию? Каждая надгробная скульптурная группа в определенном смысле уникальна – если вы знаете некоторые особенности средневековой символики, то легко сможете «прочитать» по ритуальному памятнику информацию о жизни и самом моменте смерти усопшего. Рассмотрим некоторые характерные черты надгробных скульптур:

- Если рыцарь участвовал в Крестовых походах, то его ноги будут скрещены;

- Если воин умер своей смертью, то у его ног находится лежащая собака;

- Если рыцарь не ходил с войском освобождать Гроб Господен, то его ноги изображались в обычном виде (ровными);

- На могиле рыцаря, погибшего в бою на стороне победивших, находится лев –торжествующий и живой;

- Если человек не был рыцарем, а просто служил в армейских рядах во время войны, то покойного изображали вооруженным, но без шлема и без коты с гербом;

- Если рыцарь неоднократно участвовал в рыцарских турнирах и поединках и побеждал в них, то он изображался в боевом облачении, со сложенными руками и поднятым забралом, видны его шпоры и меч;

- Если воин умер от ран, которые он получил в боевых действиях, то его забрало снято, а меч спрятан в ножны;

- Если рыцарь попал во время боя в плен и там скончался, то его скульптурное надгробие будет украшено боевыми доспехами, но с пустыми ножнами и безшпор;

- Если вассал участвовал в смертельном сражении вместе со своим сеньором, то они зображался в гербовой коте.

Иногда эффигию использовали как презентацию тела усопшего монарха. Тогда на скульптуре были официальные одежды и государственная символика. Такие скульптуры выставляли на всеобщее обозрение до коронации нового монарха. Потом ритуальную скульптуру перемещали на могилу усопшего монарха — короля или королевы.

Вот такая история ритуальных рыцарских надгробий Западной Европы 14-16 веков.