Охотоведение в лесохозяйственных вузах

Охотоведение в лесохозяйственных вузах

Как поступить в лесохозяйственный ВУЗ? Нужно хорошо сдать Единый государственный экзамен. Для этого нужно учиться не только по учебникам, но и изучать дополнительную литературу. Например, решебник по алгебре 7 класс Мордкович. С его помощью легко стать асом в математике и алгебре.

Лес — убежище многих диких животных. В своем известном учебнике «Курс охотоведения» Д. К. Соловьев пишет: «Лес на протяжении многих веков кормил, одевал и обувал население па счет животных и птиц, обитающих в лесу». И теперь продукция, получаемая от добывания зверей и птиц, имеет большое народнохозяйственное значение. По добыче пушных зверей и птиц Советский Союз стоит на первом месте, обогнав такие страны, как США и Канада.

Однако за последние годы в печати все чаще стали появляться тревожные сигналы о том, что в ряде районов, где прежде было много дичи, сейчас она либо совсем исчезла, либо стала редкостью. Выступая недавно на страницах газеты «Правда», президент Академии наук СССР тов. Несмеянов писал, что нужны действенные меры по охране природы и сохранению фауны.

Большая роль в сохранении фауны принадлежит нашим лесоводам. Их работа неразрывно связана с лесом и, следовательно, с теми животными, которые обитают в лесу. К сожалению, лесоводы, выпускаемые нашими вузами, зачастую имеют самое смутное представление о жизни лесных обитателей. Из курса «Биологии птиц и зверей», на который отведено ограниченное количество часов, лесоводы немного узнают о тех или иных видах животных, но какие требуются мероприятия для сохранения или увеличения их численности они знают недостаточно.

Конечно, среди лесной охраны встречаются отдельные злостные браконьеры. Однако гораздо чаще лесная охрана просто не знакома ни с правилами, ни со сроками охоты, по неведению нарушает их сама и ни в какой мере не выполняет задач охраны охотничье-промысловой фауны. Это ненормальное положение не может быть выправлено в настоящее время из-за ограниченного кругозора работников леса в области охотничьего хозяйства.

В настоящее время разрабатываются перспективные планы по всем отраслям многогранного хозяйства СССР, в том числе и по сохранению и увеличению фауны. Следовательно, в учебные планы по подготовке специалистов лесного хозяйства, наряду с биологией животных, необходимо уже теперь ввести курс охотоведения, поскольку уже ни у кого не вызывает сомнений, что ведение лесного хозяйства в отрыве от охотничьего ничем не оправдано, а механическая передача охоты в ведение лесных управлений без одновременного повышения уровня «охотничьей» подготовки специалистов-лесоводов не сможет разрешить этот вопрос с необходимой полнотой. В учебные планы лесохозяйственных институтов с начала ближайшего учебного года должен быть включен обязательный (а не факультативный) курс охотоведения в объеме 30—40 лекционных и 8—10 часов лабораторно-практических занятий. На летнюю учебную практику следует отвести хотя бы 2—3 рабочих дня.

Заслуживает внимания целесообразность объединения курса биологии лесных зверей и птиц (объём 54 часа) с курсом охотоведения, который явится логическим завершением первого.

Вопрос о преподавании охотоведения на лесных факультетах высших учебных заведений назрел настолько, что разрешения его откладывать больше нельзя. Основы охотоведения должны стать обязательной дисциплиной и в лесохозяйственных техникумах и на курсах повышения квалификации лесничих, директоров лесхозов и т. д. Министерства просвещения РСФСР и других союзных республик обязаны учесть эту неотложную задачу.