Категории в маркетинге

Маркетинг оперирует рядом социально-экономических категорий: запросы, рынок, нужды, потребности, товары, обмен, сделки, потребители.
Рассмотрим эти категории подробнее.
Человек постоянно испытывает разные нужды. Нужда это нехватка чего-либо, нужда заставляет нас испытывать дискомфорт. Комфортное существование достигается путем удовлетворением нужд. Можно выделить основные виды нужд:
• Физиологические — пища, безопасность, тепло это основные нужды. Без их удовлетворения человек существовать долго не может;
• социальные — влияние, духовная близость, привязанность – эти нужды важны для человека;
• необходимость самовыражения, знаний, навыков,– личные нужды, присущи разумному человеку.
Получается, нужды человека основаны на его природе, они не могут привноситься «извне» (например стараниями маркетологов). Человек,который испытывает нужду, ищет способ как ее можно удовлетворить или подавить. Нужды людей одинаковы и не зависят от развития личности, вероисповедания, общества.

Потребности.
Одинаковые нужды у разных людей рождают разные потребности. Потребности зависят от обычаев, уровня культуры общества, личных качеств человека и других факторов. Первобытный человек, когда был голоден, испытывал потребность в сыром мясе, голодный цивилизованный человек имеет потребность в куске вареного мяса, и хлеба. Чем выше развитие общества, тем больше и разнообразнее потребности у его членов.
Маркетологи создали много теорий для мотивации потребностей, самой популярной является

Маркетолог не влияет на нужды людей, но он может создавать большое число потребностей, которые соответствуют этим нуждам. Основная цель маркетолога это создание условий, которые гарантируют удовлетворение самых разнообразных потребностей людей.
Потребность, которая обеспеченная покупательскими способностями, – называется запросом. Запросу всегда соответствует товар. Сумма разных запросов называется рыночный спрос.

Товар – это все, что способно удовлетворить нужды и потребности. Товар представлено на рынке для демонстрации, покупки, потребления.
Услуга это специфический вид товара. Она призвана удовлетворять разные потребности, продается и покупается, но является не материальным объектом, а каким-либо видом деятельности. Товар соответствует потребностям в различной степени. Он либо не удовлетворяет потребность, либо удовлетворяет ее частично или полностью.

Сделки заключаются на рынке. В маркетинге рынок рассматривается, как совокупность потенциальных а также реальных покупателей товаров и услуг. В маркетинге рассматривается всегда конкретный рынок, что имеет определенное географическое место, спрос, и емкость. Рынки классифицируют в зависимости от потребностей, что определяют спрос на рынке товаров. Основные виды рынков: международный, производителей, потребительский, посреднический, ресурсов (труда, сырья, финансовый и т. д.).

Добавить комментарий